Общие сведения

Вне учебная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в кружках, объединениях по интересам, музеях, во время праздников, фестивалей и т.п. Занятия с детьми, помимо самоподготовки, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Познавательная деятельность направленная на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. В детском доме она организовывалась и проводилась в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, конкурсы, часы общения, праздники, посвященные датам, тематические радиопередачи, библиотечные часы, час психолога и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность или деятельность социальной адаптации, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни - всего того, что называют ценностями. Воспитатели для этого применяют различные формы внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственным проблемам, тематические групповые часы общения, дискуссии, ролевые игры. Конечно, усвоение детьми социальных ценностей происходит и во всех других видах деятельности.

Общественная деятельность позволяет воспитанникам участвовать в органах детского самоуправления, выполнять общественные поручения в группах. Это осуществлялось посредством таких форм, как работа по самообслуживанию, дежурство, трудовая деятельность, выборы и работа детских органов самоупраления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Мы не раз, в течение учебного года были свидетелями: инсценировок, конкурсов, концертов, праздников с участием наших детей. Для них организовывались экскурсии в музеи, посещения КЦ «Горница» и кинотеатра «Русь» и многое другое.

Досуговая деятельность - содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг наших воспитанников проводились в самых разных формах: игры, праздники, вечера, дни здоровья, спартакиада внутри детского дома и областная, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Трудовая деятельность - совместная работа на закрепленной территории или приусадебном участке, процесс дежурства по уборке помещений, дежурство в столовой или просто самообслуживание являются практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания.

Коррекционное внеурочное воспитание - заключается в том, что нашим непростым, а порой и трудновоспитуемым детям, предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений с другими воспитанниками, воспитателями и выбрать приемлемую форму поведения.

Участие во внеурочной воспитательной деятельности (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность любому ребенку не только свободу выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.